По датам

2012

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Чувашского УФАС России от 08.11.2013 по делу N 44-Р-2013 <О признании наружной рекламы ненадлежащей>



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ - ЧУВАШИИ

РЕШЕНИЕ
от 8 ноября 2013 г. по делу № 44-Р-2013

Резолютивная часть решения оглашена 29 октября 2013 г.
Решение изготовлено в полном объеме 08 ноября 2013 г.

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - зам. руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии В.В.Котеев;
члены Комиссии:
Л.А.Железина - начальник отдела контроля органов власти и рекламы;
Г.Ф.Леонтьева - специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы;
рассмотрев дело № 44-Р-2013, возбужденное по факту распространения в декабре 2012 г. на щитовой рекламной конструкции, установленной по Московскому пр. (ост. "Кинотеатр "Сеспель") г. Чебоксары рекламы ОАО "В." с признаками нарушения требований части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
в присутствии представителя ОАО "ВымпелКом" - А. (доверенность № 21 АА 0320657 от 06.05.2013 г.),

установила:

Чувашское УФАС России, в связи с заявлением ООО "Ш." и на основании приказа от 06.12.2012 г. № 527, проведена проверка наружной рекламы ОАО "В.", размещенной на щитовой рекламной конструкции, установленной по Московскому проспекту (ост. "Кинотеатр "Сеспель") г. Чебоксары.
В момент проверки на этой щитовой рекламной конструкции размещалась информация следующего содержания:
"Так приятно дарить Смартфон за 999 руб. с тарифом "Все включено XL". Только в офисах "Билайн" 8-800-700-0611 www.beeline.гu"

Акция действует с 1.12.2012 по 31.01.2013 и предоставляет возможность абонентам - физическим лицам "Билайн" Чувашии при соблюдении условий заключенного дополнительного соглашения по акции приобрести смартфон Huawei Ascend Y101 по специальной цене, оплатив первоначальную сумму в размере 999 руб., абонентскую плату по тарифу "Все включено XL" за 4 месяца 1800 руб., сумму стартового баланса 200 руб. количество оборудования ограничено. Подробнее об условиях акции - на сайте www.beeline.гu".

Информация "Так приятно дарить Смартфон за 999 руб. с тарифом "Все включено XL". Только в офисах "Билайн" 8-800-700-0611 www.beeline.гu" выполнена крупным шрифтом и читается на большом расстоянии.
В нижней части рекламной площади размещена информация, выполненная мелким шрифтом: "Акция действует с 1.12.2012 по 31.01.2013 и предоставляет возможность абонентам - физическим лицам "Билайн" Чувашии при соблюдении условий заключенного дополнительного соглашения по акции приобрести смартфон Huawei Ascend Y101 по специальной цене, оплатив первоначальную сумму в размере 999 руб., абонентскую плату по тарифу "Все включено XL" за 4 месяца 1800 руб., сумму стартового баланса 200 руб. количество оборудования ограничено. Подробнее об условиях акции - на сайте www.beeline.гu".
Согласно статье 3 Федерального закона "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. В Федеральном законе "О рекламе" (пункты 2 и 3 статьи 3) под товаром как объектом рекламирования понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Информация, распространяемая ОАО "В." на щитовой рекламной конструкции на остановке "Кинотеатр "Сеспель" г. Чебоксары адресована неопределенному кругу лиц, направлена на формирование у потребителей услуг сотовой связи желания приобрести смартфон, сообщение о цене смартфона "999 руб." привлекает внимание потребителей, вызывает интерес и способствует продвижению данного товара на рынке.
Таким образом, данная информация соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 Федерального закона "О рекламе", поэтому является рекламой.
Пунктом 1 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" предусмотрено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителя.
Нормой частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" установлено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Рекламная информация "Так приятно дарить Смартфон за 999 руб. с тарифом "Все включено XL" выполнена крупным шрифтом и читается на большом расстоянии, так же как и "Только в офисах "Билайн" 8-800-700-0611 www.beeline.гu".
В нижней части рекламного щита мелким шрифтом указано:
"Акция действует с 1.12.2012 по 31.01.2013 и предоставляет возможность абонентам - физическим лицам "Билайн" Чувашии при соблюдении условий заключенного дополнительного соглашения по акции приобрести смартфон Huawei Ascend Y101 по специальной цене, оплатив первоначальную сумму в размере 999 руб., абонентскую плату по тарифу "Все включено XL" за 4 месяца 1800 руб., сумму стартового баланса 200 руб. количество оборудования ограничено. Подробнее об условиях акции - на сайте www.beeline.гu".
Исходя из вышеизложенного, информация о возможности приобретения смартфона по цене 999 руб. с тарифом "Все включено XL" достоверна только в период проведения акции, срок действия которой "с 1.12.2012 по 31.01.2013", при этом потребителю необходимо "оплатить первоначальную сумму в размере 999 руб., абонентскую плату по тарифу "Все включено XL" за 4 месяца 1800 руб., сумму стартового баланса 200 руб.".
Таким образом, информация "Так приятно дарить Смартфон за 999 руб. с тарифом "Все включено XL" является недостоверной и вводит в заблуждение потребителей, так как в рекламе товара, приобретение которого помимо оплаты первоначальной суммы 999 руб. обусловлено оплатой тарифного плана за 4 мес. и необходимостью оплатить установленную сумму стартового баланса, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя.
При оценке в совокупности данной информации, условия по оплате услуг сотовой связи также являются существенными условиями для потребителя.
Выполненная таким образом реклама способна обмануть ожидания, сформированные у потребителя привлекательной частью такой рекламой.
ОАО "В." нарушение требований рекламного законодательства при распространении наружной рекламы "Так приятно дарить Смартфон за 999 руб. с тарифом "Все включено XL" в декабре 2012 г. не признало.
В заседании Комиссии представитель ОАО "В." сообщил, что рекламораспространителю поручалось разъяснить рассматриваемую рекламу.
Объектом рекламирования в рассматриваемой наружной рекламе является комплект, состоящий из смартфона, стоимость которого в период действия акции с 1.12.2012 по 31.01.2013 составляет 999 руб. и пакета услуг связи - тарифного плана "Все включено XL", стоимость подключения которого указана в нижней части рекламы.
Таким образом, из содержания рекламы следует, что абонентам предоставляется возможность в период действия акции приобрести смартфон по льготной цене 999 руб. при условии подключения тарифного плана "Все включено XL".
Указанная в рекламе стоимость смартфона 999 руб. является достоверной, прочие платежи не увеличивают стоимость самого смартфона, а относятся к платежам, производимым в рамках тарифного плана.
В рекламе размещена вся необходимая информация, текст является читаемым и доступным для восприятия потребителей.
Рекламный плакат расположен таким образом, что для потребителя имеется прямой доступ к рекламной конструкции, что позволяет читать данный текст без каких-либо препятствий.
Таким образом, содержание рекламного плаката ОАО "В." соответствует требованиям рекламного законодательства.
Данные доводы представителя ЗАО "В." Комиссия считает несостоятельными по следующим основаниям.
Использование в рекламе неточных высказываний или преувеличений относительно товара (услуги) может создать у потребителя неверное представление об этом товаре (услуге).
Вводящая в заблуждение реклама сообщает не "объективно неправильные (неверные) сведения", а субъективно неправильные, т.е. те, которые способны ввести в заблуждение.
Это означает, что при оценке рекламы на предмет введения в заблуждение учитывается субъективное восприятие сообщенных ею сведений. Определяющим в этом случае является не то, что имел в виду рекламодатель, и не то, насколько сообщенные сведения соответствуют истине, а лишь их восприятие потребителями.
В рассматриваемой рекламе ОАО "В." потребителем воспринимаются следующее: "Так приятно дарить Смартфон за 999 руб. с тарифом "Все включено XL", так как эта информация напечатана крупным шрифтом и читается на большом расстоянии.
Иные условия, соблюдение которых необходимо для приобретения смартфона по цене 999 руб., связанные с оплатой абонентской платы по тарифу "Все включено XL" за 4 месяца 1800 руб., и суммы стартового баланса 200 руб. напечатаны шрифтом, который при визуальном анализе, без дополнительных измерений, значительно отличается по размеру от шрифта, которым напечатана стоимость смартфона и пакета услуг связи - тарифного плана "Все включено XL" в период действия акции с 1.12.2012 по 31.01.2013.
Поскольку информация об обязательных условиях, выполнение которых необходимо для приобретения смартфона по цене 999 руб., а также о сроке действия этой акции напечатана мелким шрифтом, и не воспринимается в целом, формальное присутствие в рекламе данных сведений не может оцениваться как их наличие.
Данное свидетельствует о несоблюдении требований части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Комиссия, заслушав представителя ОАО "В.", изучив представленные материалы, пришла к выводу о нарушении в наружной рекламе общества, распространенной в декабре 2012 г. на щитовой рекламной конструкции, установленной по Московскому проспекту (ост. "Кинотеатр "Сеспель") г. Чебоксары требований, определенных частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушения требований, установленных частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", несет рекламодатель.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Федерального закона "О рекламе" антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На момент рассмотрения дела наружная реклама "Так приятно дарить Смартфон за 999 руб. с тарифом "Все включено XL", в связи с истечением периода действия данной акции, в связи с чем Комиссия Чувашского УФАС России не усматривает оснований для выдачи предписания о прекращении распространения ненадлежащей рекламы.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь частью 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

решила:

1. Признать наружную рекламу акции "Так приятно дарить Смартфон за 999 руб. с тарифом "Все включено XL", распространенную в декабре 2012 г. на щитовой рекламной конструкции, установленной по Московскому проспекту (ост. "Кинотеатр "Сеспель") г. Чебоксары ненадлежащей, в связи с нарушением требований, определенных частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ОАО "В." не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Чувашского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии
В.В.КОТЕЕВ

Члены Комиссии
Л.А.ЖЕЛЕЗИНА
Г.Ф.ЛЕОНТЬЕВА


------------------------------------------------------------------